75 интересных фактов о пиратах

75 интересных фактов о пиратах

Профессии

Йо-хо-хо и бутылка рома! Пираты – эти морские разбойники, авантюристы и искатели приключений – веками будоражили воображение людей. Их образ, созданный литературой и кинематографом, полон романтики и загадочности. Но что мы знаем о настоящих пиратах, бороздивших моря в поисках добычи?

Правда о пиратах куда более сурова и прозаична, чем красочные истории. И всё же, реальность порой превосходит вымысел! В этой статье мы собрали 76 удивительных фактов о пиратах, которые помогут вам взглянуть на этих морских волков по-новому. Приготовьтесь к путешествию в мир абордажей, сокровищ и морских сражений!

Вот интересные факты о пиратах:

  1. Пиратство – древнейшее ремесло на море. Еще в XIV веке до н.э. египетский фараон Рамзес III сражался с “народами моря” – пиратами Средиземноморья. Эти древние морские разбойники наводили ужас на прибрежные поселения, грабя и разоряя их с невиданной жестокостью.
  2. Знаменитый Веселый Роджер – череп с костями – не был единственным пиратским флагом. Многие капитаны использовали собственные уникальные символы: песочные часы, кровоточащие сердца, скелеты. Флаг Эдварда Тича, известного как Черная Борода, изображал скелет, пронзающий сердце копьем и поднимающий бокал с вином!
  3. Пиратские корабли часто были быстроходнее торговых судов благодаря особой конструкции. Они жертвовали грузоподъемностью ради скорости, что позволяло им догонять жертв и уходить от погони. Любимым типом судна был шлюп – легкий, маневренный корабль с косыми парусами.
  4. Женщины-пиратки существовали, хотя их было немного. Самые известные – Энн Бонни и Мэри Рид, которые сражались бок о бок с мужчинами в команде Калико Джека. Обе были искусными фехтовальщицами и стрелками, не уступая в храбрости своим товарищам-мужчинам.
  5. Пиратский кодекс – не выдумка. Многие команды действительно имели свод правил, регулирующих жизнь на корабле. В нем оговаривались доли добычи, наказания за проступки, компенсации за увечья. Например, кодекс Бартоломью Робертса предусматривал лишение доли добычи за азартные игры на борту.
  6. Легендарный капитан Кидд начинал как охотник на пиратов! Он получил каперское свидетельство от английского короля Вильгельма III для борьбы с французскими корсарами. Однако позже Кидд сам стал пиратом, за что был арестован и казнен в Лондоне в 1701 году.
  7. Пиратские сокровища – не миф. Самый крупный клад был найден у берегов Мадагаскара в 2015 году. Сокровища принадлежали команде Оливера Левассера по прозвищу Ла Буз. Стоимость находки, включающей золотые монеты и драгоценности, оценивается в 4,5 миллиарда долларов!
  8. Знаменитая фраза “Пираты не берут пленных” – чистой воды выдумка. На самом деле захват пленных был обычной практикой. Их использовали для пополнения команды, продажи в рабство или получения выкупа. Некоторые пленники даже добровольно присоединялись к пиратам!
  9. Пиратское правосудие было суровым, но справедливым. За серьезные проступки виновного могли высадить на необитаемый остров с минимальным запасом еды и воды. Этот вид наказания назывался “марунинг” и считался более гуманным, чем распространенная казнь через повешение.
  10. Попугаи на плече капитана – не только красивая легенда. Экзотические птицы действительно были популярны среди пиратов как ценный товар. Их продавали в портах за хорошие деньги. Некоторые капитаны держали попугаев в качестве питомцев, обучая их ругательствам и пиратским присказкам.
  11. Пиратские корабли не всегда были грязными и запущенными. Многие капитаны строго следили за чистотой на борту, понимая, что антисанитария может привести к болезням и бунту. На некоторых судах даже существовали еженедельные проверки чистоты кают и личной гигиены членов команды.
  12. Легендарный пират Черная Борода использовал психологические трюки для устрашения врагов. Он вплетал в бороду горящие фитили, создавая образ демона в клубах дыма. А перед абордажем приказывал стрелять по своему кораблю, чтобы окутать его туманом пороховых газов.
  13. Пиратское меню было разнообразнее, чем принято думать. Помимо солонины и сухарей, на борту часто имелись свежие фрукты, овощи и мясо живых животных. Некоторые капитаны даже держали коров для свежего молока. Ром был не единственным напитком – пираты пили пиво, вино и даже чай.
  14. Пиратская демократия существовала! Капитана и других офицеров часто выбирала вся команда. Решения о нападении на корабль или разделе добычи также принимались общим голосованием. Такая система помогала избежать бунтов и поддерживать дисциплину на борту.
  15. Знаменитая пиратская повязка на глазу имела практическое применение. Ее использовали для быстрой адаптации зрения при переходе с яркой палубы в темный трюм. Пират просто перемещал повязку на другой глаз, и его зрение мгновенно приспосабливалось к темноте.
  16. Пиратские татуировки не были просто украшением. Они служили опознавательными знаками и своеобразными “документами”. Например, татуировка в виде петуха и свиньи на ступнях считалась талисманом против утопления. А изображение распятия могло спасти пирата от казни, если его поймают в католической стране.
  17. Многие пираты были грамотными и образованными людьми. Бартоломью Робертс, известный как Черный Барт, прекрасно разбирался в навигации и картографии. А Уильям Кидд говорил на нескольких языках и был знаком с основами юриспруденции.
  18. Пиратские корабли часто имели необычные названия. “Месть Королевы Анны” Черной Бороды, “Веселый Роджер” Бартоломью Робертса, “Счастливое избавление” Чарльза Вейна. Эти имена отражали характер капитана или историю судна, придавая ему особую индивидуальность.
  19. Пираты Карибского моря нередко сотрудничали с местными властями. Например, на Ямайке губернаторы часто закрывали глаза на пиратские рейды, получая долю добычи. Такое “государственное пиратство” было распространено в XVII-XVIII веках и служило неофициальным инструментом внешней политики.
  20. Существовал специальный пиратский язык – “кантинг”. Это был жаргон, смесь английского с заимствованиями из других языков. Например, “бимбо” означало “женщина”, а “муш” – “рот”. Знание кантинга помогало пиратам опознавать друг друга и скрывать свои планы от посторонних.
  21. Пиратские суда часто несли фальшивые флаги, чтобы обмануть потенциальную жертву. Они приближались под флагом дружественной страны, а в последний момент поднимали “Веселого Роджера”. Этот прием назывался “волчьим поцелуем” и был эффективной тактикой внезапного нападения.
  22. Некоторые пираты становились национальными героями. Фрэнсис Дрейк, грабивший испанские корабли, был посвящен в рыцари королевой Елизаветой I. А голландский пират Пит Хейн, захвативший испанский “Серебряный флот”, стал адмиралом и национальным героем Нидерландов.
  23. Пиратские корабли часто были демократичнее торговых и военных судов своего времени. На них существовала система социального страхования: пираты, получившие увечья в бою, имели право на компенсацию. Например, за потерю правой руки полагалось 600 песо или шесть рабов.
  24. Пиратское оружие было разнообразным и часто экзотическим. Помимо традиционных сабель и пистолетов, использовались абордажные топоры, багры, гранаты из бутылок с порохом. Некоторые пираты предпочитали необычное оружие, например, боевые косы или метательные ножи.
  25. Существовали пиратские утопии – свободные поселения морских разбойников. Самым известным была республика Либерталия на Мадагаскаре, основанная в конце XVII века. Согласно легенде, там царило равенство, отсутствовало рабство, а добыча делилась поровну между всеми жителями.
  26. Пиратские суеверия были неотъемлемой частью их культуры. Например, считалось, что свистеть на борту – к шторму, а присутствие женщины приносит несчастье. Многие пираты носили амулеты и талисманы, веря в их защитную силу от пуль и клинков.
  27. Некоторые пираты становились писателями. Александр Эксквемелин, бывший пират, написал книгу “Пираты Америки”, ставшую бестселлером в XVII веке. Его труд до сих пор считается одним из важнейших источников информации о золотом веке пиратства.
  28. Пиратские корабли часто были быстрее военных судов благодаря особой технике обшивки днища медными листами. Это препятствовало обрастанию корпуса водорослями и моллюсками, сохраняя скорость. Такая технология была дорогой, но окупалась при погонях и бегстве от преследования.
  29. Существовали пиратские кодексы чести. Например, было запрещено нападать на корабли своей страны или убивать пленных без необходимости. Нарушение этих правил могло привести к изгнанию из пиратского сообщества или даже казни провинившегося.
  30. Пиратские корабли часто имели тайные отсеки и хранилища. В них прятали особо ценную добычу или использовали для укрытия членов команды во время досмотра властями. Некоторые капитаны знали о таких тайниках только с помощью зашифрованных карт.
  31. Пираты использовали особую систему сигналов для общения между кораблями. Цветные флаги, дымовые сигналы и даже зеркала для отражения солнечного света позволяли передавать сообщения на большие расстояния. Эта система была настолько эффективной, что позже ее переняли военные флоты.
  32. Некоторые пираты становились законными торговцами и даже губернаторами. Генри Морган, известный своими набегами на испанские колонии, закончил жизнь богатым плантатором и заместителем губернатора Ямайки. Его пример вдохновлял многих пиратов мечтать о респектабельной старости.
  33. Пиратские корабли часто были многонациональными. В одной команде могли служить англичане, французы, голландцы и даже бывшие рабы из Африки. Эта пестрая смесь культур и языков создавала уникальную атмосферу на борту и способствовала обмену знаниями и навыками.
  34. Существовали пиратские “пенсионные фонды”. Часть добычи откладывалась в общую казну на случай ранений или старости членов команды. Это было своеобразной системой социального обеспечения, невиданной в то время на “честных” кораблях.
  35. Пиратские капитаны иногда использовали необычные методы мотивации команды. Например, Бартоломью Робертс устраивал музыкальные вечера на борту, где сам играл на скрипке. А Эдвард Лоу разрешал морякам пить ром в умеренных количествах даже во время вахты, что было неслыханной вольностью для того времени.
  36. Некоторые пираты были искусными фальшивомонетчиками. Они не только грабили корабли, но и чеканили поддельные монеты. Капитан Уильям Кидд, например, имел на борту целую мастерскую для изготовления фальшивых испанских дублонов, которые затем сбывал в портовых городах.
  37. Пиратские корабли часто становились плавучими “университетами”. Опытные моряки обучали новичков навигации, фехтованию, стрельбе. Некоторые капитаны даже нанимали учителей для обучения команды грамоте и математике, понимая ценность образованных пиратов.
  38. Существовали пиратские “профсоюзы”. В некоторых портах пираты объединялись в гильдии, защищавшие их интересы перед властями и торговцами. Такие организации помогали договариваться о безопасных гаванях, улаживать конфликты между командами и даже вести переговоры об амнистиях.
  39. Пиратские корабли иногда использовались для научных экспедиций. Уильям Дампир, бывший пират, стал известным исследователем и натуралистом. Во время своих путешествий он собрал ценные данные о флоре и фауне тропических стран, которые позже были опубликованы и высоко оценены научным сообществом.
  40. Некоторые пираты были искусными дипломатами. Они умело лавировали между интересами разных стран, заключая временные союзы то с одними, то с другими. Генри Морган, например, успешно балансировал между Англией и Испанией, что позволило ему в итоге получить титул сэра.
  41. Пиратские корабли часто имели на борту целые зверинцы. Экзотические животные, захваченные во время рейдов, становились не только ценным товаром, но и талисманами команды. Известны случаи, когда на пиратских судах жили обезьяны, попугаи, и даже леопарды!
  42. Существовали пиратские “кодексы моды”. Некоторые капитаны требовали от команды носить определенную одежду или аксессуары. Это не только создавало узнаваемый образ, но и помогало быстро отличить своих в пылу абордажа. Например, люди Черной Бороды носили красные банданы.
  43. Пиратские корабли иногда становились плавучими театрами. Некоторые команды устраивали представления для развлечения во время долгих переходов. Известны случаи, когда пираты даже захватывали профессиональных актеров, чтобы те давали спектакли на борту.
  44. Некоторые пираты были талантливыми изобретателями. Они модифицировали оружие и корабельное оборудование, создавая уникальные приспособления. Например, Черная Борода разработал специальные зажигательные бомбы, которые использовал для устрашения противника.
  45. Пиратские корабли часто имели свои собственные газеты или информационные листки. В них публиковались новости, слухи, объявления о награбленном имуществе. Это помогало поддерживать боевой дух команды и распространять информацию между разными пиратскими судами.
  46. Существовали пиратские “пиар-кампании”. Некоторые капитаны намеренно распространяли слухи о своей жестокости, чтобы запугать потенциальных жертв. Эдвард Тич, известный как Черная Борода, даже нанимал писателей для создания легенд о своих подвигах.
  47. Пиратские корабли иногда становились центрами медицинских экспериментов. Некоторые капитаны, столкнувшись с тропическими болезнями, пытались найти новые методы лечения. Бартоломью Робертс, например, экспериментировал с использованием лимонного сока для профилактики цинги задолго до его официального признания как лекарства.
  48. Некоторые пираты были искусными психологами. Они использовали различные техники манипуляции для управления командой и запугивания врагов. Капитан Кидд, например, умело играл на суевериях моряков, распуская слухи о своей связи с потусторонними силами.
  49. Пиратские корабли часто имели собственные сады. На палубе выращивали лекарственные травы и даже овощи в специальных ящиках. Это помогало бороться с цингой и разнообразить рацион во время длительных плаваний. Некоторые капитаны даже хвастались своими “плавучими огородами”.
  50. Существовали пиратские “школы”. Опытные пираты обучали новичков не только морскому делу, но и тонкостям абордажа, допроса пленных, сокрытия добычи. Такие “академии” помогали поддерживать высокий уровень мастерства в пиратском сообществе и передавать знания следующим поколениям морских разбойников.
  51. Пиратские корабли иногда использовались для контрабанды экзотических растений. Некоторые капитаны, увлекавшиеся ботаникой, тайно перевозили редкие виды из одной части света в другую. Так, благодаря пиратам, в Европе появились некоторые виды орхидей и пряностей.
  52. Некоторые пираты были талантливыми картографами. Они создавали точные карты малоизвестных берегов и островов, которые потом продавали торговцам и даже правительствам. Уильям Дампир, например, составил подробные карты побережья Австралии, которые использовались еще долгие годы после его смерти.
  53. Пиратские корабли часто имели свои собственные кодовые языки и системы шифрования. Это помогало сохранять в тайне планы нападений и места хранения сокровищ. Некоторые из этих шифров были настолько сложными, что не разгаданы до сих пор.
  54. Существовали пиратские “банки”. Некоторые капитаны организовывали систему сбережений для членов команды, позволяя им откладывать часть добычи под проценты. Это помогало морякам накопить капитал для будущей жизни на суше.
  55. Пиратские корабли иногда становились центрами научных наблюдений. Некоторые капитаны вели подробные дневники, фиксируя погодные явления, течения, повадки морских животных. Эти записи позже использовались учеными для изучения климата и морской биологии.
  56. Некоторые пираты были искусными дипломатами в отношениях с коренными народами. Они устанавливали торговые связи с племенами, обменивая европейские товары на экзотические продукты и информацию о местности. Это помогало им находить безопасные убежища и союзников в далеких землях.
  57. Пиратские корабли часто имели собственные “конституции”. Это были письменные соглашения между капитаном и командой, регулирующие все аспекты жизни на борту. Такие документы могли быть довольно объемными и детальными, напоминая современные корпоративные уставы.
  58. Существовали пиратские “пенсионные планы”. Некоторые капитаны создавали систему, при которой часть добычи откладывалась для обеспечения старости или помощи семьям погибших пиратов. Это было необычным проявлением социальной ответственности в мире морского разбоя.
  59. Пиратские корабли иногда использовались для проведения научных экспериментов. Некоторые капитаны, интересовавшиеся наукой, проводили опыты по навигации, метеорологии или даже медицине. Например, на корабле Уильяма Кидда проводились эксперименты с использованием магнитного компаса.
  60. Некоторые пираты были талантливыми лингвистами. Они изучали языки разных стран, что помогало им в допросах пленных и переговорах. Бартоломью Робертс, например, свободно говорил на пяти языках, включая африканские диалекты.
  61. Пиратские корабли часто имели свои собственные системы правосудия. На борту проводились импровизированные суды, где решались споры между членами команды. Иногда даже пленных судили по пиратским законам, что могло привести к неожиданным результатам.
  62. Существовали пиратские “биржи труда”. В некоторых портах действовали неофициальные агентства, где пираты могли найти работу на новом корабле или капитаны могли набрать опытную команду. Это помогало поддерживать постоянный приток новых людей в пиратское сообщество.
  63. Пиратские корабли иногда становились центрами культурного обмена. На борту можно было встретить людей разных национальностей и вероисповеданий, что приводило к смешению традиций и обычаев. Некоторые пираты даже создавали новые религиозные культы, сочетающие элементы разных верований.
  64. Некоторые пираты были талантливыми художниками. Они создавали детальные зарисовки посещенных мест, портреты товарищей и даже карикатуры на врагов. Эти произведения иногда сохранялись и становились ценными историческими документами.
  65. Пиратские корабли часто имели собственные библиотеки. Книги, захваченные во время рейдов, не всегда продавались, а сохранялись для чтения командой. Некоторые капитаны даже нанимали учителей, чтобы обучать грамоте своих людей.
  66. Существовали пиратские “дипломатические миссии”. Иногда пираты выступали неофициальными посредниками между враждующими странами, передавая секретные сообщения или организуя встречи представителей разных держав на нейтральной территории.
  67. Пиратские корабли иногда использовались для проведения археологических раскопок. Некоторые капитаны, увлеченные историей, организовывали экспедиции к древним руинам на отдаленных островах. Найденные артефакты потом продавались коллекционерам или музеям.
  68. Некоторые пираты были талантливыми финансистами. Они создавали сложные схемы инвестирования награбленного, включая вложения в легальный бизнес на суше. Это помогало им “отмывать” добычу и обеспечивать себе безбедную жизнь после ухода от дел.
  69. Пиратские корабли часто имели собственные лаборатории. На борту проводились эксперименты по созданию новых видов оружия, улучшению навигационных приборов или разработке лекарств. Некоторые из этих изобретений позже находили применение в официальных флотах.
  70. Существовали пиратские “пресс-службы”. Некоторые капитаны нанимали писателей для создания героических историй о своих подвигах. Эти рассказы распространялись в портовых тавернах и способствовали созданию романтического образа пиратов в массовом сознании.
  71. Пиратские корабли иногда становились центрами модных тенденций. Экзотические ткани и украшения, захваченные во время рейдов, вдохновляли создание новых стилей одежды. Некоторые элементы пиратской моды позже проникли в европейское общество.
  72. Некоторые пираты были талантливыми дипломатами в отношениях с властями. Они умело лавировали между законом и беззаконием, иногда получая официальные патенты на каперство. Это позволяло им действовать на грани легальности и избегать преследования.
  73. Пиратские корабли часто имели собственные “службы разведки”. Они собирали информацию о маршрутах торговых судов, состоянии флотов разных стран и политической обстановке в ключевых портах. Эти данные помогали планировать успешные операции и избегать ловушек.
  74. Существовали пиратские “пенсионные фонды”. Часть добычи откладывалась в общую казну для поддержки раненых или престарелых членов команды. Это был ранний пример социального страхования, необычный для своего времени.
  75. Пиратские корабли иногда использовались для проведения медицинских исследований. Некоторые капитаны, столкнувшись с тропическими болезнями, экспериментировали с различными методами лечения. Результаты этих опытов иногда оказывались полезными для развития медицины.