60 интересных фактов об Александрове

60 интересных фактов об Александрове

Культура

Российский советский композитор и дирижёр Александр Васильевич Александров, самородок из глубинки, ставший символом целой эпохи, более известен не своими симфоническими произведениями, а музыкой патриотических песен, поднимавших боевой дух Красной армии и советского народа во время Великой Отечественной войны. Именно он, по рекомендации вождя народов, написал музыку к государственному гимну СССР, мелодия которого и сегодня узнаваема с первых нот, так как используется в современном государственном гимне России.

Обладая природным даром гармонического ощущения и великолепным чувством мелодизма, Александров с непревзойдённой креативностью выражал в музыке русскую национальную идею. Талантливый педагог и преподаватель Московской консерватории и Музыкального училища имени Скрябина, он посвятил большую часть своей жизни Ансамблю песни и пляски Советской армии, который впоследствии возглавил его сын Борис Александров. Сегодня мы постараемся понять, где и как великий маэстро, обладающий уникальной способностью разжигать эмоции, черпал вдохновение, чтобы и сегодня переносить слушателя в удивительный мир музыки.

Вот интересные факты об Александрове:

  1. Саша Александров родился 13 апреля 1883 года в крестьянской семье Василия Александровича и Анастасии Никитичны в деревне Плахино Рязанской губернии.
  2. Название деревни Плахино происходит от слова «плах» — куска дерева или бревна, расколотого пополам и использованного в ремеслах. Поэтому жители деревни, где родился будущий композитор, были известными мастерами.
  3. Отец композитора Василий Александрович Коптелов был отставным унтер-офицером. Поскольку в то время крестьяне часто не имели устоявшихся фамилий и документы были редкостью, мальчика записали по отчеству отца — как «Александров». Имя ему дали в честь деда — Александр.
  4. Мать будущего автора гимна, Настасья Никитична Коптелова (в девичестве Горбатова), была известной исполнительницей русских народных песен в своей деревне.
  5. У Александра было пять братьев и сестёр.
  6. С ранних лет у Саши был выдающийся голос и абсолютный слух. Он быстро запоминал мелодии и тексты песен, так как с младенчества его окружали народные мелодии.
  7. Дом семьи находился рядом с Иоанно-Богословской церковью, где родители Саши служили и пели в церковном хоре. Неудивительно, что семья и вся родня, включая маленького Сашу, часто пели духовные и народные песни, частушки и деревенские напевы.
  8. Отец Александра, Василий Александрович, был человеком с широким кругозором, увлекавшимся наукой и чтением. В свободное время он читал газеты и книги и часто пел в церковном хоре, привлекая к пению и своих детей.
  9. Родная сестра матери Александра, жившая поблизости, обладала красивым голосом и хорошим слухом, и тоже любила петь детям. Так что будущему композитору повезло с музыкальным окружением.
  10. После успешного окончания начальной школы, с 1890 по 1892 год Александр учился в земской школе и пел в школьном хоре. Его прекрасный голос привлекал внимание, и его приглашали петь в церковный хор, а также на народные праздники и свадьбы.
  11. В 1889 году, когда Александру исполнилось 8 лет, в их село приехал земляк и дальний родственник Пётр Алексеевич Заливухин, солист Петербургского церковного хора. Услышав пение мальчика, он уговорил родителей отправить его в Санкт-Петербург, чтобы устроить в хор Казанского собора, что было нелегко.
  12. В 1891 году Александр Александров переехал в Санкт-Петербург и стал солистом в хоре Казанского собора.
  13. В 1894 году опытный музыкант и руководитель хора Василий Александрович Фатеев предложил настоятелю Собора направить Александра в Петербургскую Придворную капеллу.
  14. Придворная певческая капелла Санкт-Петербурга была основана в 1479 году по указу Великого князя Ивана III. Она стала первым профессиональным хором России и колыбелью русского хорового пения.
  15. В 1701 году хор был переименован в Придворный, а в 1703 году он участвовал в торжествах по случаю основания Санкт-Петербурга Петром I. В 1763 году Екатерина II переименовала его в Императорскую придворную певческую капеллу.
  16. В совершенствовании профессионального мастерства главного хора России принимали участие выдающиеся музыканты и композиторы России: М. И. Глинка, Н. А. Римский-Корсаков, М. А. Балакирев, М. Ф. Полторацкий, Д. С. Бортнянский, А. Ф. Львов, А. С. Аренский и другие.
  17. После сложного отбора Александр поступил в регентские (дирижёрские) классы Придворной певческой капеллы (ныне Хоровое училище имени М. И. Глинки) и с 1897 года освоил регентское дело и вокальное искусство.
  18. В свободное время Александр посещал театры, увлекался балетами и операми, а также серьезной литературой.
  19. В 1900 году, после успешного окончания учебы в Петербургской Придворной капелле, Александр получил звание регента и учителя пения.
  20. Вскоре он поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию на класс композиции Лядова и Глазунова. Однако из-за болезни и тяжелого материального положения в 1902 году ему пришлось прервать обучение и переехать в поселок Бологое Тверской губернии.
  21. Название «Бологое» происходит от древнерусского слова «бологъи», означающего «благой» или «хороший». В 1851 году в этом старинном селе у озера Бологим была открыта станция Николаевской железной дороги, где построили мастерские, депо и склады для её обслуживания. Бологое было преобразовано в безуездный город Валдайского уезда только в 1917 году.
  22. В Бологое Александр Васильевич начал работать регентом соборного хора и преподавателем хорового искусства в железнодорожном техническом училище.
  23. В 1902 году Александр познакомился с Ксенией Морозовой, хористкой соборного хора, и в 1904 году они поженились. Все трое их сыновей последовали по стопам отца и стали композиторами; Борис, в частности, написал музыку к фильму «Свадьба в Малиновке». Внуки Александрова также добились успеха в музыке.
  24. Семья Александровых поселилась в небольшом деревянном доме на Соборном переулке, неподалеку от Спасо-Преображенского храма (ныне улица Ивана Седых).
  25. В доме Александровых собирались учителя, врачи, артисты и музыканты. Вскоре его уроки стали неотъемлемой частью учебного процесса в городе. Александр вёл хоры в различных учебных заведениях, включая мужскую классическую гимназию, женское коммерческое училище, школу Морозовской фабрики, учительскую семинарию и земские курсы.
  26. В 1906 году Александр Васильевич стал регентом Спасо-Преображенского собора в Твери, и его хор стал одним из лучших в Тверской губернии.
  27. В Твери Александров поставил оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского, а также «Фауст» Гуно. Он подготовил сцены из опер Глинки «Жизнь за царя» (в ней исполнил партию Ленского) и «Русалка» Даргомыжского. Кроме того, он часто сам пел отдельные партии, такие как партия Чекалинского в «Пиковой даме».
  28. В это время Александров написал свою первую увертюру-поэму «Смерть и жизнь», симфонию в трёх частях и одноактную оперу «Русалка» по поэме Пушкина.
  29. В Твери Александров работал над оперой «Смерть Иоанна Грозного», которую позднее показал в Москве Фёдору Шаляпину. Шаляпин был впечатлён и попросил ускорить завершение работы.
  30. В 1909 году Александров продолжил учёбу в Московской консерватории под руководством Василенко, завершив её в 1913 году с большой серебряной медалью. В 1916 году он окончил курс по пению у Мазетти.
  31. В 1915 году Александров основал музыкальную школу в Твери, где одним из его учеников был Андрей Александрович Жданов, будущий член Политбюро. Позже, вручая Александрову награду в Кремле, Жданов вспомнил, как когда-то пел в его хоре.
  32. В 1918 году, после восстановления патриаршества в России, Александров стал регентом храма Христа Спасителя по приглашению патриарха Тихона и проработал там до 1922 года, став фактически главным регентом Русской Православной Церкви.
  33. С 1919 по 1930 год Александров преподавал композицию и хоровое пение в Музыкальном техникуме имени Скрябина (ныне Академическое музыкальное училище при Московской консерватории), одновременно занимая пост помощника руководителя 2-й группы Первого государственного хора и дирижёра Государственной хоровой капеллы (сейчас Государственная академическая хоровая капелла России имени Юрлова).
  34. В 1922 году храм Христа Спасителя был захвачен раскольниками-«обновленцами», и церковная служба и пение пришли в упадок. После этого Александров начал преподавать в Московской консерватории, где вскоре стал профессором. В разные годы он был хормейстером Камерного театра, дирижёром Государственной академической капеллы, консультантом Государственного оперного театра имени Станиславского и Музыкального театра имени Немировича-Данченко.
  35. В 1928 году Александрову предложили возглавить создаваемый при Центральном Доме Красной Армии ансамбль Красноармейской песни, ныне известный как Ансамбль песни и пляски Российской армии имени Александрова.
  36. Александров отвечал за подбор песен и их музыкальную обработку. Он был уверен, что правильно выбранный репертуар станет настоящим хитом.
  37. В 1929 году командир роты 134 полка Украинского военного округа Илья Атуров представил Александрову интересный мотив, который тот сразу записал и обработал. Так появилась одна из популярных песен страны — «По долинам и по взгорьям».
  38. В 1933 году Иосиф Виссарионович Сталин услышал выступление ансамбля Красноармейской песни и стал активно поддерживать Александрова, часто приглашая его на обеды и звоня домой. Выступления ансамбля стали обязательной частью правительственных концертов.
  39. Однажды ночью Сталин позвонил Александрову и попросил включить на правительственном концерте русскую народную песню «Калинушка». Александрову срочно удалось разучить песню с исполнителями, и на следующий день Сталин отметил оперативность и мастерство ансамбля.
  40. В 1935 году ансамбль Красноармейской песни был награжден Красным Знаменем с орденом Красной Звезды и стал называться Краснознаменный Ансамбль Красноармейской песни и пляски Союза ССР. Александров получил свой первый орден — Орден Красной Звезды.
  41. С 1936 года Александров одновременно стал художественным руководителем Ансамбля песни и пляски Центрального Дома Красной Армии, а в 1937 году инициировал создание и возглавил Ансамбль песни и танца Московского городского дворца пионеров и октябрят (ныне известный как Ансамбль песни и пляски имени Локтева).
  42. В 1937 году Александров занял пост начальника, художественного руководителя и главного дирижёра Ансамбля Красноармейской песни, с которым гастролировал по Советскому Союзу и за его пределами, завоевав «Гран-при» на Всемирной выставке в Париже в том же году.
  43. Александров смог объединить традиции камерного, оперного, бытового, церковного и солдатского пения в своём ансамбле, выведя российское хоровое искусство на международный уровень. Его смешанный оркестр, состоящий из симфонических и народных инструментов, мужской полифонический хор и балет ансамбля до сих пор считаются одними из лучших в мире.
  44. Александров написал музыку к 81 оригинальной песне, выполнил мастерские обработки десятков песен различных народов, а также создал более 70 обработок русских народных и революционных песен. Среди его произведений — «По долинам и по взгорьям» (1920), «22-я Краснодарская дивизия» (1928), «Первая Конная», «Песня 2-й Приамурской дивизии» (1929), «Песнь о Магнитострое» (1930), «Перекоп» (1932), «Эшелонная», «Волжская бурлацкая», «Голубая ноченька» (1933), «Бейте с неба самолеты», «Забайкальская» (1934), «Песня о военном комиссаре» (1938) и другие.
  45. В начале Великой Отечественной войны, во время завтрака в ЦДКА, политработник принёс Александрову газету «Красная звезда» с стихотворением Лебедева-Кумача. После прочтения, Александров поспешил домой и к вечеру написал песню. Ночью он разучил её с артистами ансамбля, и на следующее утро песня «Священная война» была исполнена на Белорусском вокзале для уходящих на фронт солдат. Все встали и молча слушали песню, а затем разразились бурными аплодисментами, требуя повторения. Так началась популярность песни «Священная война».
  46. Во время Великой Отечественной войны Александров также создал такие известные песни, как «Несокрушимая и легендарная», «В поход! В поход!» и другие.
  47. В 1942 году Александрову была присуждена Сталинская премия первой степени, которую он передал в фонд обороны страны.
  48. В 1943 году в СССР был объявлен конкурс на создание нового государственного гимна, в котором участвовало более 170 композиторов. Представлено было несколько сотен музыкальных и десятки текстовых вариантов.
  49. Маршал Ворошилов, руководивший конкурсом, изначально предпочитал мелодии Хачатуряна и Шостаковича, считая, что их можно исполнить только ансамблем Александрова.
  50. В декабре 1943 года, после прослушивания всех вариантов гимна, Сталин удивил всех, напев мелодию Александрова. Он отметил, что гимн Александрова лучше отражает мощь государства и веру в победу.
  51. В 1943 году, на основе своего «Гимна партии большевиков», Александров создал величественную мелодию, которая с 1 января 1944 года стала официальным гимном СССР. Слова были написаны Сергеем Михалковым и Габриэлем Эль-Регистаном, частично отредактированы самим Сталиным. Эта мелодия является гимном России с 2000 года.
  52. Мелодию гимна Александров написал в 1936 году, после того как Сталин произнёс знаменитую фразу «Жить стало лучше, жить стало веселее» на Всесоюзном совещании стахановцев. Эта фраза вдохновила композитора на создание одноимённой песни, из которой в итоге возник «Гимн большевиков».
  53. В 1945 году врачи запретили Александрову дирижировать после того, как у него случился инфаркт после поездки в Финляндию. Маршал Ворошилов тогда написал ему, что генералов в Красной Армии много, а Александров всего один, и посоветовал беречь себя.
  54. На гастролях в Чехословакии и Польше Александров проигнорировал рекомендации врачей и сам провёл концерты. Находясь рядом с Германией, он решил посетить Берлин, чтобы увидеть поверженный рейхстаг, что привело к новому сердечному приступу.
  55. 8 июля 1946 года Александров скончался от разрыва сердца в Берлине во время европейских гастролей Краснознамённого ансамбля.
  56. Александров был похоронен на Новодевичьем кладбище.
  57. 10 июля 1946 года Академическому ансамблю песни и пляски Российской армии было присвоено имя Александрова.
  58. В 1971 году за заслуги в создании военно-патриотической музыки Министерство культуры и Союз композиторов СССР учредили Золотую и три Серебряных медали имени Александрова.
  59. В 2005 году Министерство обороны России учредило медаль «Генерал-майор Александр Александров».
  60. Московский государственный концертный зал носит имя Александрова – «Александровский».