38 интересных фактов о московском метро

38 интересных фактов о московском метро

Достопримечательности

Московский метрополитен – это не просто транспортная система, а настоящее произведение искусства, уникальный музей под землей, хранящий историю и культуру столицы. Каждая станция – это отдельный мир, со своим неповторимым обликом и атмосферой, где мрамор и гранит соседствуют с мозаикой и скульптурами, а современные технологии гармонично сочетаются с архитектурными решениями прошлого века.

За почти 90 лет своего существования московское метро обросло множеством легенд, мифов и удивительных фактов. От секретных бункеров времен холодной войны до загадочных призраков, якобы обитающих в тоннелях, метрополитен продолжает интриговать и удивлять не только туристов, но и коренных москвичей. В этой статье мы раскроем малоизвестные страницы истории подземки, расскажем о технических чудесах и архитектурных загадках, а также поделимся интересными наблюдениями о жизни этого огромного подземного города, ежедневно перевозящего миллионы пассажиров.

Вот интересные факты о московском метро:

  1. Московский метрополитен был открыт 15 мая 1935 года. В первый день его работы было перевезено 370 тысяч пассажиров. Интересно, что изначально планировалось открыть метро 7 ноября 1934 года, к годовщине Октябрьской революции, но строительство затянулось.
  2. Самая глубокая станция московского метро – “Парк Победы”. Она расположена на глубине 84 метров, что эквивалентно высоте 25-этажного дома. Чтобы подняться с платформы на поверхность, нужно преодолеть три эскалатора общей длиной 126 метров.
  3. На станции “Площадь Революции” установлено 76 бронзовых скульптур, изображающих советских граждан. Существует поверье, что если потереть нос фигуры пограничника с собакой, это принесет удачу. Из-за этого нос собаки всегда ярко блестит.
  4. Во время Великой Отечественной войны метро использовалось как бомбоубежище. На станции “Маяковская” даже проходило торжественное заседание, посвященное 24-й годовщине Октябрьской революции, на котором выступал Сталин.
  5. Станция “Воробьевы горы” – единственная в московском метро, расположенная на мосту. Она находится внутри Лужнецкого метромоста, проходящего над Москвой-рекой. Со станции открывается прекрасный вид на город и спорткомплекс “Лужники”.
  6. В московском метро есть “призрачная” станция – “Советская”. Она была построена в 1938 году между станциями “Театральная” и “Маяковская”, но никогда не использовалась для пассажиров. Сейчас это служебное помещение.
  7. На станции “Новослободская” установлено 32 витража, созданных по эскизам художника Павла Корина. Каждый витраж весит около 500 кг и освещается изнутри, создавая неповторимую атмосферу на станции.
  8. Самая длинная линия московского метро – Арбатско-Покровская (синяя). Её протяженность составляет 45,1 км, а время в пути от конечной до конечной станции занимает около 1 часа 20 минут.
  9. На станции “Партизанская” установлены бюсты двух героев-партизан Великой Отечественной войны – Зои Космодемьянской и Александра Матросова. Изначально планировалось установить третий бюст, но от этой идеи отказались.
  10. В московском метро есть свой “Мышкинский дворик”. Это участок путевой стены на станции “Таганская” кольцевой линии, где художник изобразил сценку из жизни мышей, живущих в старом московском дворике.
  11. Станция “Арбатская” Филевской линии – самая короткая в московском метро. Её длина составляет всего 96 метров, что почти в два раза меньше стандартной длины станции.
  12. На станции “Римская” установлена скульптурная композиция “Площадь Согласия”, изображающая античных богов. Интересно, что лица богов выполнены с портретным сходством создателей станции – архитекторов и инженеров.
  13. В московском метро есть станция с “перевернутым” названием. На станции “Текстильщики” одна из табличек с названием намеренно размещена вверх ногами. Это своеобразная шутка строителей, ставшая местной достопримечательностью.
  14. Станция “Киевская” Кольцевой линии украшена 18 мозаичными панно, посвященными истории отношений России и Украины. Общая площадь мозаик составляет более 300 квадратных метров.
  15. В московском метро существует система геодезических знаков для измерения колебаний земной коры. Эти незаметные пассажирам металлические реперы установлены на многих станциях и помогают следить за состоянием тоннелей.
  16. На станции “Новокузнецкая” установлены витражи, эвакуированные из Риги во время Великой Отечественной войны. Они были созданы для рижского Дворца пионеров, но в итоге нашли свое место в московском метро.
  17. Самая короткая по времени поездка между станциями московского метро – между “Выставочной” и “Международной”. Поезд преодолевает это расстояние за 32 секунды.
  18. На станции “Площадь Революции” есть скульптура матроса с пистолетом. По легенде, если потереть его пистолет, это поможет сдать экзамен. Из-за этого поверья пистолет всегда ярко начищен.
  19. Станция “Маяковская” во время Великой Отечественной войны использовалась как командный пункт ПВО Москвы. Здесь находился штаб, руководивший обороной города от воздушных атак.
  20. На станции “Новослободская” можно увидеть витраж с изображением голубя мира. Это единственное изображение голубя во всем московском метрополитене.
  21. Станция “Аэропорт” получила свое название благодаря близости к бывшему Центральному аэродрому имени Фрунзе. Хотя аэродром давно закрыт, название станции осталось прежним.
  22. На станции “Электрозаводская” установлено 318 уникальных светильников. Эта станция считается одной из самых светлых в московском метро.
  23. В московском метро есть станция, оформленная в стиле древнерусского княжеского терема. Это “Савеловская”, где использованы элементы, напоминающие убранство палат русских князей.
  24. Станция “Комсомольская” Кольцевой линии украшена восемью масштабными мозаичными панно, изображающими ключевые моменты российской истории. Каждое панно весит около трех тонн.
  25. На станции “Новокузнецкая” установлены чугунные решетки для вентиляции, изготовленные из ограды Храма Христа Спасителя, разрушенного в 1931 году.
  26. Станция “Воробьевы горы” была закрыта на реконструкцию на 19 лет – с 1983 по 2002 год. Это самый длительный период закрытия станции в истории московского метро.
  27. На станции “Театральная” установлены скульптуры, изображающие представителей народов СССР в национальных костюмах. Интересно, что первоначально здесь были скульптуры колхозников, но их заменили в 1950-е годы.
  28. Станция “Краснопресненская” оформлена в стиле, напоминающем подземные дворцы из сказок “Тысячи и одной ночи”. Это связано с тем, что изначально станцию планировали назвать “Баррикадная”.
  29. На станции “Таганская” Кольцевой линии можно увидеть барельефы, изображающие советских воинов разных родов войск. Среди них есть изображение моряка, держащего в руках настоящий работающий фонарь.
  30. Станция “Авиамоторная” оформлена в авиационной тематике. На потолке установлены светильники в форме турбин реактивного двигателя, а колонны напоминают лопасти пропеллера.
  31. На станции “Новослободская” есть витраж с изображением женщины с ребенком. По легенде, если загадать желание, глядя на это изображение, оно обязательно сбудется.
  32. Станция “Киевская” Арбатско-Покровской линии украшена мозаичным панно “Мирное небо”, созданным из натуральных камней. Это панно занимает площадь более 200 квадратных метров.
  33. На станции “Библиотека имени Ленина” установлен бюст Владимира Ленина, выполненный скульптором Евгением Вучетичем. Это единственный скульптурный портрет Ленина в московском метро.
  34. Станция “Арбатская” Арбатско-Покровской линии имеет самые длинные эскалаторы в московском метро. Их длина составляет 68 метров.
  35. На станции “Новокузнецкая” установлены мраморные скамьи, сделанные из мрамора, предназначавшегося для строительства Дворца Советов – грандиозного проекта, который так и не был реализован.
  36. Станция “Маяковская” была удостоена Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году. Она считается одним из лучших образцов сталинского ампира в архитектуре метро.
  37. На станции “Площадь Революции” есть скульптура студентки с книгой. Существует поверье, что если потереть страницы книги, это поможет успешно сдать экзамен.
  38. Станция “Сокольники” – единственная сохранившаяся станция из первой очереди метро, которая сохранила свой первоначальный облик. Все остальные станции первой очереди впоследствии подверглись реконструкции.