Московский метрополитен – это не просто транспортная система, а настоящее произведение искусства, уникальный музей под землей, хранящий историю и культуру столицы. Каждая станция – это отдельный мир, со своим неповторимым обликом и атмосферой, где мрамор и гранит соседствуют с мозаикой и скульптурами, а современные технологии гармонично сочетаются с архитектурными решениями прошлого века.
За почти 90 лет своего существования московское метро обросло множеством легенд, мифов и удивительных фактов. От секретных бункеров времен холодной войны до загадочных призраков, якобы обитающих в тоннелях, метрополитен продолжает интриговать и удивлять не только туристов, но и коренных москвичей. В этой статье мы раскроем малоизвестные страницы истории подземки, расскажем о технических чудесах и архитектурных загадках, а также поделимся интересными наблюдениями о жизни этого огромного подземного города, ежедневно перевозящего миллионы пассажиров.
Вот интересные факты о московском метро:
- Московский метрополитен был открыт 15 мая 1935 года. В первый день его работы было перевезено 370 тысяч пассажиров. Интересно, что изначально планировалось открыть метро 7 ноября 1934 года, к годовщине Октябрьской революции, но строительство затянулось.
- Самая глубокая станция московского метро – “Парк Победы”. Она расположена на глубине 84 метров, что эквивалентно высоте 25-этажного дома. Чтобы подняться с платформы на поверхность, нужно преодолеть три эскалатора общей длиной 126 метров.
- На станции “Площадь Революции” установлено 76 бронзовых скульптур, изображающих советских граждан. Существует поверье, что если потереть нос фигуры пограничника с собакой, это принесет удачу. Из-за этого нос собаки всегда ярко блестит.
- Во время Великой Отечественной войны метро использовалось как бомбоубежище. На станции “Маяковская” даже проходило торжественное заседание, посвященное 24-й годовщине Октябрьской революции, на котором выступал Сталин.
- Станция “Воробьевы горы” – единственная в московском метро, расположенная на мосту. Она находится внутри Лужнецкого метромоста, проходящего над Москвой-рекой. Со станции открывается прекрасный вид на город и спорткомплекс “Лужники”.
- В московском метро есть “призрачная” станция – “Советская”. Она была построена в 1938 году между станциями “Театральная” и “Маяковская”, но никогда не использовалась для пассажиров. Сейчас это служебное помещение.
- На станции “Новослободская” установлено 32 витража, созданных по эскизам художника Павла Корина. Каждый витраж весит около 500 кг и освещается изнутри, создавая неповторимую атмосферу на станции.
- Самая длинная линия московского метро – Арбатско-Покровская (синяя). Её протяженность составляет 45,1 км, а время в пути от конечной до конечной станции занимает около 1 часа 20 минут.
- На станции “Партизанская” установлены бюсты двух героев-партизан Великой Отечественной войны – Зои Космодемьянской и Александра Матросова. Изначально планировалось установить третий бюст, но от этой идеи отказались.
- В московском метро есть свой “Мышкинский дворик”. Это участок путевой стены на станции “Таганская” кольцевой линии, где художник изобразил сценку из жизни мышей, живущих в старом московском дворике.
- Станция “Арбатская” Филевской линии – самая короткая в московском метро. Её длина составляет всего 96 метров, что почти в два раза меньше стандартной длины станции.
- На станции “Римская” установлена скульптурная композиция “Площадь Согласия”, изображающая античных богов. Интересно, что лица богов выполнены с портретным сходством создателей станции – архитекторов и инженеров.
- В московском метро есть станция с “перевернутым” названием. На станции “Текстильщики” одна из табличек с названием намеренно размещена вверх ногами. Это своеобразная шутка строителей, ставшая местной достопримечательностью.
- Станция “Киевская” Кольцевой линии украшена 18 мозаичными панно, посвященными истории отношений России и Украины. Общая площадь мозаик составляет более 300 квадратных метров.
- В московском метро существует система геодезических знаков для измерения колебаний земной коры. Эти незаметные пассажирам металлические реперы установлены на многих станциях и помогают следить за состоянием тоннелей.
- На станции “Новокузнецкая” установлены витражи, эвакуированные из Риги во время Великой Отечественной войны. Они были созданы для рижского Дворца пионеров, но в итоге нашли свое место в московском метро.
- Самая короткая по времени поездка между станциями московского метро – между “Выставочной” и “Международной”. Поезд преодолевает это расстояние за 32 секунды.
- На станции “Площадь Революции” есть скульптура матроса с пистолетом. По легенде, если потереть его пистолет, это поможет сдать экзамен. Из-за этого поверья пистолет всегда ярко начищен.
- Станция “Маяковская” во время Великой Отечественной войны использовалась как командный пункт ПВО Москвы. Здесь находился штаб, руководивший обороной города от воздушных атак.
- На станции “Новослободская” можно увидеть витраж с изображением голубя мира. Это единственное изображение голубя во всем московском метрополитене.
- Станция “Аэропорт” получила свое название благодаря близости к бывшему Центральному аэродрому имени Фрунзе. Хотя аэродром давно закрыт, название станции осталось прежним.
- На станции “Электрозаводская” установлено 318 уникальных светильников. Эта станция считается одной из самых светлых в московском метро.
- В московском метро есть станция, оформленная в стиле древнерусского княжеского терема. Это “Савеловская”, где использованы элементы, напоминающие убранство палат русских князей.
- Станция “Комсомольская” Кольцевой линии украшена восемью масштабными мозаичными панно, изображающими ключевые моменты российской истории. Каждое панно весит около трех тонн.
- На станции “Новокузнецкая” установлены чугунные решетки для вентиляции, изготовленные из ограды Храма Христа Спасителя, разрушенного в 1931 году.
- Станция “Воробьевы горы” была закрыта на реконструкцию на 19 лет – с 1983 по 2002 год. Это самый длительный период закрытия станции в истории московского метро.
- На станции “Театральная” установлены скульптуры, изображающие представителей народов СССР в национальных костюмах. Интересно, что первоначально здесь были скульптуры колхозников, но их заменили в 1950-е годы.
- Станция “Краснопресненская” оформлена в стиле, напоминающем подземные дворцы из сказок “Тысячи и одной ночи”. Это связано с тем, что изначально станцию планировали назвать “Баррикадная”.
- На станции “Таганская” Кольцевой линии можно увидеть барельефы, изображающие советских воинов разных родов войск. Среди них есть изображение моряка, держащего в руках настоящий работающий фонарь.
- Станция “Авиамоторная” оформлена в авиационной тематике. На потолке установлены светильники в форме турбин реактивного двигателя, а колонны напоминают лопасти пропеллера.
- На станции “Новослободская” есть витраж с изображением женщины с ребенком. По легенде, если загадать желание, глядя на это изображение, оно обязательно сбудется.
- Станция “Киевская” Арбатско-Покровской линии украшена мозаичным панно “Мирное небо”, созданным из натуральных камней. Это панно занимает площадь более 200 квадратных метров.
- На станции “Библиотека имени Ленина” установлен бюст Владимира Ленина, выполненный скульптором Евгением Вучетичем. Это единственный скульптурный портрет Ленина в московском метро.
- Станция “Арбатская” Арбатско-Покровской линии имеет самые длинные эскалаторы в московском метро. Их длина составляет 68 метров.
- На станции “Новокузнецкая” установлены мраморные скамьи, сделанные из мрамора, предназначавшегося для строительства Дворца Советов – грандиозного проекта, который так и не был реализован.
- Станция “Маяковская” была удостоена Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году. Она считается одним из лучших образцов сталинского ампира в архитектуре метро.
- На станции “Площадь Революции” есть скульптура студентки с книгой. Существует поверье, что если потереть страницы книги, это поможет успешно сдать экзамен.
- Станция “Сокольники” – единственная сохранившаяся станция из первой очереди метро, которая сохранила свой первоначальный облик. Все остальные станции первой очереди впоследствии подверглись реконструкции.